Сегодня Четверг, 13th Май 2021

Экономика, финансы, управление, наука, технологии

Новое

Партнёры проекта

Свежие записи

Государственное планирование и управление

Государственное планирование и управление

Каждый человек, от простого обывателя до успешного бизнесмена, единичная личность или ячейка общества в любой форме, имеют свое представление о государстве его предназначении, роли, правах и обязательствах. Как правило, все эти представления объединяет одно – неудовлетворенность действиями властей.

Каждый по-своему считает, что государство не дает ему то, чего он желал бы получить. Часто государство представляется чем-то мистическим, а его правители – Богом данными личностями, обладающими волшебными свойствами, способными удовлетворять все желания, прихоти. Отсюда разочарование государством, недоверие, а то и вражда к нему.

Некоторые пытаются уйти из-под власти и влияния государства, создавая объединения вроде сект. На деле же, эти объединения раньше или позже принимают форму и исполняют те же функции, что и государство, применяя гораздо более жесткие методы управления, но уже в кругу этой общности.

Интересы государства и общества зависят от степени их единства, разделения и соблюдения властных функций, вытекающих из этих интересов. Тысячелетняя практика доказала, что государство исполняет те функции, в которых нуждается общество, являясь органом исполнения его воли.

Недаром широкое распространение получила фраза из письма посланника Сардинского королевства при дворе Александра I Жозефа де Местра: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает». На современном этапе развития интересы (потребности) общества можно теоретически свести к трем группам: Зашиты; Развития; Жизнеобеспечения.

Поэтому же принципу должны строится и органы, центры управления государством, и обществом: «Органы защиты» ———— «Органы развития» —————— «Органы жизнеобеспечения». Набор функций и методов каждого из этих центров зависит от экономической модели государства. В настоящее время преобладает (за некоторым исключением) капиталистическая форма хозяйствования с ее известными принципами товарного производства, свободы конкуренции, защиты права частной собственности.

Именно защита права частной собственности, наряду с защитой самого государства как такового, и являются главными функциями государства. Управление экономикой осуществляется при помощи выстроенной финансовой системы, основанной на деньгах в виде свободно конвертируемых валют.

Главенствующей из валют является доллар США, управляемый Федеральной Резервной Системой (ФРС) и банками этого государства, созданными под их влиянием различными международными фондами: МВФ, инвестиционные, валютные и сырьевые биржи. Каждая страна капиталистического мира, в зависимости от степени своего суверенитета, определяет форму и функции своих государственных институтов, их задачи и обязанности.

Для исполнения государственных функций формируется государственный бюджет, источником которого являются налоги и различные сборы. Естественно, что размер налогов и направления расходования бюджетов определяется и контролируется обственниками крупных капиталов. Из этого следует, что государство несет ответственность только за ту часть функций, и в такой мере, в которой они обеспечены финансами.

Все остальные потребности каждый гражданин обеспечивает самостоятельно, в зависимости от своего положения в обществе. Экономической системе и государствам капиталистического общества посвящены многие экономические теории с их законами, утверждаемыми и опровергаемыми. В конечном счете, большинство светил мировой экономической науки, экспертов и политологов признают, что объективные экономические законы в нынешних условиях не действует, и, что капиталистической экономике в ее теперешнем виде приходит крах.

Мир стоит на пороге новой экономической реальности, цель которой – создание устойчивости к кризисам, а значит, и уход от зависимости мировой финансовой системы, управляемой глобальным мировым правительством под эгидой США. Мировые эксперты утверждают, что третья мировая война, которая должна привести к новой экономической модели, уже идет. Об этом свидетельствуют факты торговой войны между США и Китаем, финансовой войны США и их сателлитов против России, как конкурента, обладающего огромными запасами источников всех видов энергии.

Ожесточение этой войны произошло в начале 2020 года под воздействием пандемии (не исключается версия ее целенаправленного, искусственно вызванного происхождения). Действие экономических законов в период войны вынужденно ограничивается, на первую роль выходит государство, действующее по законам военного времени. Только высокоорганизованное государство с его институтами обладает возможностями мобилизации всех ресурсов, в том числе и людских, на борьбу с возникшими угрозами. Происходит коренная переоценка ценностей. Все, что ценилось в период «сытой» мирной жизни, становится противоестественным, вызывающим не только осуждение, а, иногда, и отвращение.

Основы государственного планирования в социальном государстве В социальном государстве, исходя из требований времени, должны кардинально меняться понятия экономических показателей. Показатели роста ВВП, прибыли, налогов, инфляции и другие свое время отживают. Все органы управления хозяйственным комплексом страны, в том числе и финансовыми потоками, должны ориентироваться не на достижение прибыли, а на исполнение мобилизационных планов государства. Как известно, политика является концентрированным выражением экономики, а это значит, что вынужденно меняется экономическая политика государства. На первую позицию выдвигаются мобилизационные законы, концентрация всех средств и ресурсов, в том числе и трудовых, под единым государственным управлением.

Представим (в нашем понимании) органы управления в мобилизационный период. Органы зашиты. В их состав входят министерства: обороны, чрезвычайных ситуаций, здравоохранения (включая фармакологию), социальной защиты (включая материнство и детство), защиты природных и водных ресурсов, окружающей среды, памятников науки, культуры и истории, прав граждан и правопорядка, информационной безопасности и безопасности кибер-пространства, законодательные и исполнительные органы власти, и Государственный резерв. Органы развития. Госплан, Госстрой. Министерства: науки (включая все научные академии, институты, научно-исследовательские центры, лаборатории и пр.), образования и воспитания (от дошкольных детских учреждений до университетов, библиотеки), культуры (включая физическую), труда и трудовых ресурсов, тяжелого и среднего машиностроения, разведки и добычи полезных ископаемых, водных и лесных ресурсов, энергетики (включая всю инфраструктуру).

Органы жизнедеятельности. Министерства: продовольствия, общественного питания, строительства жилья и жилищно-коммунального хозяйства, других объектов обслуживания граждан, транспорта, связи и коммуникаций, средств массовой информации, производства продукции массового потребления, бытовых услуг, органов создания средств и объектов отдыха, массового содержательного развивающего и образовательного досуга. Каждый блок состоит из нескольких центров управления в соответствии с их целевым предназначением. В зависимости от конкретных обстоятельств и условий, центры одного блока могут быть перемещены в другой, или входить по частям в разные блоки (использоваться в интересах всех блоков).

Необходимо обеспечить единство энергетической и материально-технической базы, а главное, вся она должна находиться под управлением Высших органов и должностных лиц государства. Эффективное решение задач всех центров управления обеспечивается во-первых, единством цели, во-вторых, единой политикой государственных и общественных органов управления. Для обеспечения деятельности центров управления создаются фонды: фонд развития и фонд потребления.

Эти два фонда разделяются на фонды общегосударственного развития: фонд производства средств производства, академической науки и научных исследований, объектов и средств здравоохранения, объектов культуры, системы образования от дошкольного до высшего, спортивных сооружений, жилищного фонда. К этому разделу развития относятся также фонды подготовки кадров всех уровней управления, специалистов различного уровня для всех отраслей. Фонд потребления делится на общегосударственные фонды: обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, охраны здоровья, включая лекарства, социальной защиты всех граждан и – обособленный – защиты материнства и детства. Особенно значимым для жизнедеятельности граждан будет являться фонд личного потребления граждан в соответствии с их статусом Все центры управления комплектуются определенным штатным кадровым составом с его численностью, профессиональной подготовкой управленцев и исполнителей. Штатным расписанием определяется статус каждой штатной единицы в соответствии с функциональными обязанностями. Фонд оплаты труда в соответствии со штатными расписаниями будет представлять первую строку всех выше перечисленных фондов.

Пособия, назначаемые при различных обстоятельствах, будут включаться в фонд зашиты здоровья или материнства и детства, стипендии студентов всех учебных заведений, курсантов при переподготовке кадров вносятся в строку фонда подготовки кадров. Деятельность центров осуществляется в соответствии с мобилизационными планами, разработанными с учетом различных ситуаций (ЧП, для военного положения, ЧС, для мирного времени). Все планы делятся на стратегические (в настоящее время, принятые ранее национальные проекты), среднесрочные и текущие. Все виды планов разрабатываются по вертикали снизу доверху.

Планы центральных органов управления вносятся в созданный орган Госплан, наделенный функцией сводного планирования. В сводном государственном плане все показатели увязываются с заявленной центрами потребностями в ресурсах с имеющимися в государстве запасами и мощностями. Определяются приоритеты и в обобщенном виде представляются на рассмотрение и утверждение высшими органами власти (по аналогии с процедурой утверждения в нынешнее время бюджета). В планах в обязательном порядке предусматривается Государственный резерв, в котором на основании мобилизационного плана аккумулируются резервы мощностей, материальных и трудовых ресурсов высокой мобилизационной готовности. Мобилизационные планы доводятся до всех центров управления отраслями народнохозяйственного комплекса, включая все входящие в состав каждого центра предприятия. Каждое предприятие, входящее в различные центры, имеет внутренние планы действий на случай введения режима того или другого уровня опасности. (По примеру планов гражданской обороны, существовавшей в СССР). Все перечисленные блоки органов управления составляют единый народнохозяйственный организм, тесно связанный взаимодействием между собой. Целью этого организма является защита государства и народа с одной стороны, и создание Национального Продукта – с другой.

Создание Национального Продукта основывается на государственно-частном партнерстве. Государство создает условия для труда и обеспечивает граждан, участвующих в создании НП, необходимыми материальными средствами и энергетическими ресурсами. При этом, граждане в качестве предпринимателей, могут участвовать в этом партнерстве как индивидуально, так и создавая коллективы, объединенные единством целей, профессиональным мастерством, умениями и навыками. Коллективы, в свою очередь, могут объединятся в союзы или другие формы взаимодействия. Фонды накопления и потребления выражаются как натуральными величинами, так и стоимостными. Стоимостные показатели складываются из стоимости затраченной на их создание энергии. Для определения стоимости затрат энергии создаются научно обоснованные алгоритмы.

Планирование создания фондов накопления и потребления практически заменит существующий в настоящее время государственный бюджет. В свою очередь, бюджет будет формироваться на базе выше перечисленных Фондов. Органы управления общегосударственными фондами формируются кадрами, обеспечивающими полную защиту государственной тайны, исключая возможность проникновения в их структуры иностранных агентов. Движение средств и ресурсов при создании фонда накопления осуществляется по договорам поставки, подкрепленных графиками поставок. Органы управления предприятиями, входящими в перечень системообразующих из блока жизнедеятельности, в обязательном порядке исполняют государственные заказы на поставку продукции, материалов и оказание услуг.

Всем остальным, включая средние и мелкие предприятия, предоставляется право и создаются возможности, обеспеченные государственными ресурсами, производить жизненно важные блага и оказывать услуги всем гражданам страны на принципах состязательности. Органы государственного управления находятся в тесном контакте с предпринимательским сообществом блока управления жизнедеятельности, на взаимовыгодной основе. Партнерство государственных органов с предпринимателями должно в полной мере соответствовать стратегическим целям государства. Легализуется и закрепляется объективно действующий закон тесной взаимосвязи и взаимозависимости этих двух составляющих управления системой жизнеобеспечения, производства жизненно важных для общества благ.

Таким образом формируется смешанная экономика, состоящая из государственной монополии на отдельные виды деятельности и свободной конкуренции при производстве благ для физических лиц. Вторым принципом является приоритет плановых показателей, выраженных в натуральных количественных и качественных показателях (единицах измерения), характеризующих их полезность, над денежной оценкой. Денежная оценка, определяемая по выработанным алгоритмам, предназначена удовлетворять потребность обобщения показателей в затратах энергии на производство, по всей технологической цепочке, благ, и доставке их конечному потребителю.

Как отмечалось выше, фонд потребления создается на основе государственного и частного партнерства. Государство создает условия для труда и обеспечивает граждан, участвующих в создании фонда, необходимыми материальными средствами и энергетическими ресурсами. Производя блага, каждый гражданин формирует свой статус как индивидуум, так и за счет доли коллективного статуса, при работе в коллективе. Коллективы формируют свой статус, в пассиве которого учитывается стоимость произведенной продукции, а в активе – понесенные затраты. Разница (чистый доход) распределяется между сотрудниками, в зависимости от степени их участия в производстве, руководством и учредителями. Чистый доход определяется разницей между валовым доходом и обязательствами перед государством.

Эти обязательства определяются при регистрации коллектива как юридического лица Объем пассивов всех физических лиц составляет денежную массу государства. Более подробно этот механизм проиллюстрирован в статье «Функции денег». Таким образом в государстве создается механизм распределения благ: они распределяются в соответствии со статусом каждого гражданина, который носит строго индивидуальный характер, не подлежит купле-продаже, не является предметом залога– статус нельзя купить и украсть, отчуждать каким-либо иным образом. Предлагается создание баланса (по типу бюджета) фонда потребления, в пассиве которого учитываются все виды благ, произведенные за год, или другой период в натуральных величинах и финансовой оценке, обозначенной выше. В актив баланса заносятся потребленные гражданами в соответствии с их статусом блага. Остаток не потребленных за это период благ, частично направляется на создание резервов, расчеты с государством, оставшаяся часть направляется в фонд экспорта.

Фонд потребления делится на блага длительного, среднего и ежедневного срока потребления. К благам длительного потребления относятся жилищный фонд (недвижимое имущество), фонд транспортных средств, средств бытового обслуживания (движимое имущество). В свою очередь они делятся на средства индивидуального и коллективного пользования. Главнейшей функцией государства является обеспечение исполнения планов. Условия их зависят от следующих факторов: наличие качественных проектов, ритмичное, своевременное снабжение энергетическими и материальными ресурсами, наличие высокопроизводительной техники и технологий, укомплектованность квалифицированными кадрами управленцев и исполнителей.

Созданная для нужд социального государства система финансирования позволит обеспечить исполнение планов без задержек и проволочек, ликвидировать практику «распила» государственных средств и коррупцию. PS. Это теоретическая статья, а как все будет выглядеть на практике? Как утверждали классики, «Практика без теории слепа, а теория без практики мертва». Ценность теории зависит от множества мнений теоретиков, достижения осознания ее жизненности и, главное, востребованностью ее многими практиками. Надеемся на привлечение внимания многих квалифицированных теоретиков к этой теме, обогащение ее ценными идеями и мыслями.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Иван Супрунюк

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также: x