Сегодня Суббота, 5th Декабрь 2020

Экономика, финансы, управление, наука, технологии

Новое

Партнёры проекта

Свежие записи

Государство и общество в новых условиях. Их единство и противоположности.

Государство и общество в новых условиях. Их единство и противоположности.

Начало моей жизни пришлось на предвоенные годы, после присоединении моей малой родины к УССР из состава Польши. Дошкольное детство прошло в период оккупации, вне всякого государства, а общество состояло из семьи, родственников, сельской общины. Экономика базировалась исключительно на натуральном хозяйстве. Функцию защиты от банд Андрея Бульбы (в народе их называли бульбашами) орудовавших в наших лесах до 1950 года, несколько лет осуществлял отряд истребителей, организованный районными властями из бывших партизан, имеющих различное оружие, и бывших фронтовиков. В этом отряде состоял и мой отец.  Обмен между гражданами осуществлялся натурой. Позже первыми представителями власти оказались председатель сельсовета и финансовый агент (сборщик налогов). Налоги также вносились натурой: молоком, маслом, яйцами и т.д. С открытием школы появилась интеллигенция. Возникли общественно-хозяйственные организации в виде кооперативов, колхоза и сельпо; общественно-политические: пионерская, комсомольская и партийная.

В этот период мы узнали, что такое социалистическое государство с его органами власти. Более широкие, глубокие теоретические знания о государстве и его роли я получил посредством книг, особенно – любимой мною исторической тематики, а так же в процессе учебы. Детально проштудировал «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина и «Русскую историю» В.О. Ключевского. Очень кстати пришелся труд Платона о диалоге Сократа с Кефалом, в котором он доказал необходимость государства «обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства». Здесь же он привел пять видов государств от тирании до аристократии, как идеального «государства будущего» выражающего идею справедливости, где правителям уготована мудрость, защитникам храбрость, а низшей касте – умеренность. Правителями должны быть философы, мудрецы, высокообразованные, прошедшие практику правления на государственных должностях. Правителей Платон назвал аристократами, а сформированное в результате эволюции государство будущего, властью аристократии (философов или знати). Здесь, он утверждает необходимость власти меньшинства над большинством. Сейчас моей настольной книгой стала «Родная старина» историка В.Д. Сиповского.

Таким образом, в моем сознании сложилась картина возникновения государства, его роли и исторического развития. В самом начале оно объединяло народы, населявшие его территорию, защищая их от внешних угроз, а в дальнейшем устанавливало порядки, правила жизни внутри страны. Управление населением было жестоким, а при малейших послаблениях требований, как правило, само государство ослабевало, теряя территории и население. Отношение к государству со стороны граждан было двояким. Большинство считало главу государства верховным вершителем судеб, божьим наместником на земле, а иногда, как в Риме, даже богом. Но еще большее число во все времена оставалось и продолжает оставаться, недовольными, а иногда и враждебными по отношению к власти. Некоторые, например, анархисты, боролись с ним и отрицали его необходимость. «Анархия – мать порядка», – провозглашали они. Оставаясь защитником интересов прежде всего имущих классов, как основных плательщиков налогов в казну, государства всегда оставляло интересы народа на втором плане.

Главными теоретиками роли государства, его будущего, для меня являются классики марксизма-ленинизма. Мало кто отрицает историческую роль Российской революции, начавшейся в 1917 году и продолжающейся с некоторыми перерывами до настоящего времени. Только в результате этой революции трудящиеся, лишенные всякой собственности и человеческих прав, достигли многих социальных благ, а главное, обрели статус народа. Эта перемена очень ярко отразилась на моей судьбе, судьбах моих сестер и братьев – детей безграмотных крестьян, получивших, почти все, высшее образование и более широкое право выбора путей своего личного развития. Многие государства вынуждены были зафиксировать добытые народом права в главных правовых актах (конституциях и т.п.).  Объективный закон человеческого бытия неумолим: по итогам революции к власти приходят или диктаторы, или автократы. Диктатура капитала была замещена диктатурой пролетариата, объективно превратившейся в жесткую автократию правящей верхушки партии. По объективным причинам, власть загнившей автократии снова перешла в руки уже охлократии, по сути – к безвластию, или власти рвачей, мошенников, авантюристов и криминала. Только страх за потерю остатков богатств и суверенитета государства, благодаря «провидению», приведшему к власти патриота, поддержанного патриотами-соратниками из числа не потерявшей совести элиты силовых структур, позволил охлократию превратить в автократию.

На исходе двадцатилетия правления, достигнув значимых успехов в достижении военной мощи, повышении суверенитета, частичных успехов в экономике, строительстве общественных институтов, этот режим власти исчерпал свои возможности. Чуткая к настроениям людей часть правящей элиты, ощутив угрозы надвигающегося кризиса власти, приняла решение изменить «правила игры», внося множество поправок в Конституцию. История доказывает, что писаные законы, в большинстве своем, очень быстро подменяются неписаными, что приводит к еще большему росту коррупции, изобретательности махинаторов.

Основой устойчивости государственной власти всегда была эконмическая система, заточенная на благополучие большого числа граждан, различных слоев общества. Глобальный, глубочайший кризис стремительно приводит к краху старой модели мировой экономики, неотвратимо приближая приход новой, более гибкой в отношении к меняющимся обстоятельствам. Это неизбежно приведет к обострению конфликтов интересов как внутри государств, так и между ними. Победителями в этой борьбе станут те, кто сможет опередить других в создании новой экономической системы, надежно базирующейся на прочной основе общегосударственного согласия. Чем крепче будет взаимопонимание и согласие между государством и обществом, тем больше шансов выстоять в борьбе с любыми противниками. Анализируя призывы Президента, адресованные народу: «Мы вместе!», «Мы единая семья!», «Вместе мы победим!», веря в его искренность, прихожу к мысли, что он убежден в этой необходимости.  Важно только понимать материальную сущность этих призывов: как и куда идти, что делать.

Начну свое изложение из ключевого для всех понятия – семья. Всем известно, что она состоит из членов, главными из которых являются ее основоположники, родители: отец и мать, произведшие на свет своих чад – детей. Крепость семьи, ее успешность зависят от взаимопонимания, слаженности действий и усилий всех членов для достижения поставленной перед семьей цели. Отец и мать, объединенные узами любви и ответственности пред своими детьми, достигают взаимного согласия по распределению функций, действуя сообща при любых обстоятельствах. Отец – защитник, добытчик; мать, кормилица, источник любви и ласки, душевная утешительница. Главная жизненная функция родителей — забота о детях, их росте физическом, духовном и профессиональном, защита от всех невзгод и напастей. Дети, как будущие продолжатели рода, в своем развитии перенимают опыт родителей, с их помощью развивают свои таланты и способности.

Роль семьи, в моем представлении, может быть применима к Стране, где ее граждане составляет общность, общество, которое, в целях своей защиты от различных угроз и поддержания внутреннего порядка, образует органы управления, и передает часть своих функций этим органам, образующим Государство, исполняющее роль отца. Общество, в лице объединений граждан и законодательных органов, вырабатывает нормы морали, поведения людей, заботясь об их духовном развитии, нравственности, и таким образом исполняет функции матери. В этот момент граждане становятся народом, каждый член этой общности, независимо от возраста, ее сыном или дочерью. Крепость и жизнеспособность страны определяется энергичностью и согласованностью действий обоих родителей, объединенных единой целью: заботой о здоровье, физическом, моральном и духовном развитии своих детей, защитой их от различных угроз.

Как в семье, так и в государстве и обществе, все дети занимают свое место, исполняя функции, определенные им родителями в соответствии с уровнем их физического развития, способностей, профессионального мастерства, моральной устойчивости, и, в конечном итоге, определяющим их личный статус. В своем развитии и общество, и государство будут постоянно совершенствоваться. Постепенно большая часть функций, связанных с установлением норм правопорядка, нравственности и морали, справедливого определения статуса каждого гражданина, в большей мере будет возложена на общественные институты, в тесном взаимодействии с такими общегосударственными органами, как Федеральное Собрание, Государственная Дума, Общественная Палата, Общероссийский Народный Фронт и другими, с учетом внесенной конституционной поправки об учреждении Государственного Совети.

Пути развития общественных институтов, особенно роли политических партий, заслуживают отдельного рассмотрения.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Иван Супрунюк

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также: x