Сегодня Суббота, 5th Декабрь 2020

Экономика, финансы, управление, наука, технологии

Новое

Партнёры проекта

Свежие записи

Основы финансовой системы социального государства

Основы финансовой системы социального государства

С завершением перехода от экономической системы капитализма к экономике социального государства, завершается и период создания его финансовой системы.

Как известно, финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения и потребления материальных благ.

Главное различие этих двух финансовых состояло в количестве функций денег. В социальном государстве главной т единственной функцией денег становится учет и контроль целевого использования ресурсов в процессе производства, распределения и потребления благ в соответствии с нормами, определенными в государственных планах. Основополагающим фактором изменения функций денег является сосредоточение в руках государства права собственности на средства производства системообразующих отраслей народного хозяйства. Это обстоятельство позволяет государству, совместно с обществом, вырабатывать, определять, и устанавливать нормы потребления и правила распределения национального фонда потребления, как части общегосударственного национального продукта.

Концентрация сил и средств в руках социального государства позволяет оперативно изменять эти нормы и правила в зависимости от обстоятельств, сложившейся ситуации как в мире, внутри страны. Это касается, прежде всего, различных угроз военного, информационного, стихийного, природного характеров. При этом возникает возможность создать мобилизационную экономику, чутко реагирующую на все угрозы, нарастить достаточные государственные резервы на непредвиденные случаи.  

Состояние экономики страны, государства оценивается различными показателями, характеризующими их экономическую систему.

Главными показателями экономики социального государства является Национальное достояние (богатство) и Национальный доход.

Национальное богатство государства оценивается его мощью, определяемой богатством природы, занимаемой им территорией, накопленными предыдущими поколениями материальными и духовными ценностями. Это богатство не поддается денежной оценке. Ценность его определяется способностью народа с максимальной пользой для себя использовать эти богатства в своей жизнедеятельности.

Национальный продукт. Национальный продукт состоит из благ, созданных народом в результате его жизнедеятельности за определенный период. Главной его ценностью являются потребительские свойств, способная удовлетворять как общегосударственные потребности, так и народа. Национальный продукт возможно оценить затратами использованной энергии, с возобновляемых и вырабатываемых из природных источников природных источников и энергией труда производителей. Для этого необходимо определить стоимость единицы производимой и потребляемой энергии. Предложения и попытки создания валют с использованием энергии существуют уже немалый период времени. Появилась информация о создание Китаем электронного юаня, как официальной валюты. Есть такая возможность и у других государств. Предлагаю определить денежную единицу Российской Федерации, обеспеченной энергией, электронным рублем (ЭР).   Для этого необходимо выработать единый алгоритм оценки в электронах всех видов энергии. Эта задача посильна ученым, владеющим знаниями и умениями определить ценность всех видов энергии, обладающих техническими средствами обработки огромного объема информации. В любом случае, эта оценка будет субъективной, методика будет совершенствоваться в процессе практического применения. 

Масса денежных средств будет определяться в процессе производства благ в момент перехода их от производителя к потребителю на сумму затрат всех видов энергии использованной в процессе их производства. Общая стоимость всех произведенных благ составят денежную оценку национального продукта. Национальный продукт состоит из двух составляющих:

Фонда накопления и Фонда потребления. Фонд накопления будет определять прирост национального Достояния (Богатства). Фонд потребления, в свою очередь, состоит из фондов производственного и личного потребления. Неиспользованная часть фонда потребления составит резервный и экспортный фонды. Окончательным результатом станет достижение баланса выпущенной в оборот и использованной в результате жизнедеятельности денежной массы. Никаких дефицитов, инфляций, перепроизводства в таких условиях не возникнет. (!!!)

Имея определенную денежную единицу, использовании веками накопленного опыта учета и контроля за всеми стадиями производства, распределения и потреблен благ, возникает возможность создания новой, завершенной финансовой системы. Предстоит только изменить, перенастроить или создать новые механизмы ее действия. Некоторые органы финансовой системы отомрут, в некоторых изменяться функции и методы работы.

Функции учета и контроля за движением денежной массы, а значит, и за всеми процессами производства и распределения, будут возложены на Федеральное Казначейство с его отраслевыми и территориальными органами. Определенная часть этих функций, в особенности касающихся взаимоотношений с нерезидентами, может остаться за нынешними банками, доля государства в которых значительна. Все частные банки, потребность в которых останется, будут задействованы только для обслуживания находящихся на территории страны иностранных предприятий и представительств.   

Страна располагает огромным количеством дипломированных экономистов, финансистов, бухгалтеров, аудиторов, специализированных академий, вузов, факультетов способных выстроить новую финансовую систему. Многие учебные заведения будут вынуждены переквалифицироваться, изменить ориентацию в сторону обогащения фундаментальной и прикладной наук другого профиля.

Рассмотрим процесс функционирования новой финансовой системы более детально.    

Жизнедеятельность государства начинается с государственного планирования осуществляемым  Госпланом. Детально действие этого органа и всех его подразделений и механизмов рассмотрено в статье «Государственное планирование…». В принципе, государственный план, утвержденный на предстоящий период, и определяет (представляет) плановую денежную массу, схемы и пути ее движения в соответствии с планами поставок, договорами, обязательствами и ответственностью. Одновременно с утверждением государственных планов производства создается и плановый фонд (бюджет) финансирования. Его сведения сообщаются не только органам управления, но и  отделениям казначейства, обслуживающим этот орган. Для обеспечения деятельности всех органов (центров) управления создаются фонды и счета учета (ныне действующие расчетные счета) фонда развития и фонда потребления. Общий фонд потребления состоит из фондов (бюджетов) содержания всех звеньев (органов) государственного управления от низшего, до самого высшего. Фонд развития формируется на таком же принципе с целью создания материально-технической базы, соответствующей профилю деятельности этих центров. Центры управления становятся заказчиками объектов материально-технической базы, а Госстрой – подрядчиком. Оборудованием, техникой и технологиями, инфраструктурой центры снабжаются по прямым договорам с производителями. К объектам фонда развития относятся: предприятия производства средств производства, объекты инфраструктуры, науки, культуры, всех органов образования и воспитания, охраны государства, окружающей среды и здравоохранения.

 Все затраты, подтвержденные уполномоченными лицами потребителя средств или услуг заносятся в его актив, а поставщика – в пассив. Одновременно осуществленные сделки фиксируются в лицевых счетах обеих сторон. Казначейство контролирует целевое и денежное назначение исполнение бюджета. Сведения органов низшего звена в режиме онлайн поступают органу высшего звена. Таким образом, осуществляется двойной контроль.

Фонд потребления делится на общегосударственные фонды: обороны, предупреждения и ликвидации последствий от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, здоровья, включая лекарства, социальной защиты всех граждан и, обособленно, защиты материнства и детства. Для обеспечения жизнедеятельности граждан создается фонд личного потребления граждан в соответствии с их статусом.  

 Все центры управления комплектуются определенным штатным кадровым составом с его численностью, профессиональной подготовкой управленцев и исполнителей. Штатным расписанием определяется статус каждой единицы в соответствии с функциональными обязанностями. Фонд оплаты труда в соответствии со штатными расписаниями будет представлять первую строку всех выше перечисленных фондов. Пособия, назначаемые при различных обстоятельствах, будут включаться в фонд зашиты здоровья или материнства и детства, стипендии студентов всех учебных заведений, курсантов при переподготовке кадров вносятся в строку фонда подготовки кадров.

При расходовании бюджета развития, строительстве объектов на основании договоров подряда, функции исполнения бюджета (сметы) передаются застройщику. При завершении строительства объект принимается в эксплуатацию и фиксируется актом государственной комиссии. На основании этого акта объект переходит на баланс Заказчика, осуществляющего его функционирование и техническое обслуживание. В принципе, все эти процедуры применяются и в настоящее время. Денежная масса формируется в момент совершения сделок.  Движение средств и ресурсов при создании фонда накопления осуществляется по договорам поставок, подкрепленных графиками. Органы управления предприятиями, входящими в перечень системообразующих из блока «жизнедеятельности», в обязательном порядке исполняют государственные заказы на поставку продукции, материалов и оказание услуг.

Движение средств фонда личного потребления граждан.

Плановый фонд средств фонда личного потребления состоит из фондов оплаты труда всех органов управления страны, включая фонды пособий и других потребностей социального характера.

Для учета денежных средств, каждый гражданина получает статусную карту (статусный паспорт), оформленный при его рождении. С изменением статуса, изменяется содержание, обеспечивающее доступность благ, разнообразие которых определено статусом. В дебет карты зачисляется стоимость приобретенных благ, которая одновременно отражается по кредиту карты (паспорта, лицевого счета) поставщика благ. По кредиту карты отражается стоимость его труда, определенного работодателем (согласно штатному расписанию или трудовому соглашению). Работодатели или другие источники дохода (пособия, гонорары, стипендии) отражают эти суммы по дебету своих лицевых счетов. Государство, в зависимости от заслуг гражданина, сможет увеличивать его статусное положение за счет специальных государственных фондов.

Сальдо по карте характеризует ее значение – дебетовой или кредитной. Совокупная денежная масса определяется в момент сделки.

В этом случае общий денежный фонд государства равняется как произведенной, так и потребленной суммой благ.

Финансовое обеспечение в отношениях государственных органов с индивидуальными, коллективными и смешанной формами собственности предприятиями осуществляется следующим образом. Всем им, включая средние и мелкие предприятия, предоставляется право и создаются возможности, обеспеченные государственными ресурсами, создавать жизненно важные блага и услуги всем гражданам страны на принципах состязательности. Органы государственного управления находятся в тесном контакте с предпринимательским сообществом блока управления жизнедеятельности на взаимовыгодной основе. Партнерство государственных органов с предпринимателями должно в полной мере соответствовать стратегическим целям государства. Легализуется и закрепляется объективно действующий закон тесной взаимосвязи и взаимозависимости этих двух составляющих управления системой жизнеобеспечения, производства жизненно важных для общества благ.

Таким образом формируется смешанная экономика, состоящая из государственной монополии на отдельные виды деятельности и свободной конкуренции при производстве благ для физических лиц.

Вторым принципом является приоритет плановых показателей, выраженных в натуральных количественных и качественных единицах измерения, характеризующих их полезность, над денежной оценкой. Денежная оценка, определяемая по выработанным алгоритмам, предназначена удовлетворять потребностью обобщения показателей в затратах энергии на производство благ по всей технологической цепочке, и доставке их конечному потребителю. 

Это теоретическая статья, а как все будет выглядеть на практике? Как утверждали классики, «Практика без теории слепа, а теория без практики мертва». Ценность теории зависит от множества мнений теоретиков, достижения осознания жизненности ее и, главное, востребованностью ее многими практиками. Надеемся на привлечение внимания многих квалифицированных теоретиков к этой теме, обогащение ее ценными идеями и мыслями.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Иван Супрунюк

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также: x