Сегодня Четверг, 27th Январь 2022

Экономика, финансы, управление, наука, технологии

Новое

Партнёры проекта

Свежие записи

Прогресс и кооперация, взаимосвязь между ними

Прогресс и кооперация, взаимосвязь между ними

Связь между прогрессом и кооперацией неразрывная, (взаимообусловленная). Существование их друг без друга невозможно.

В упрощенном виде термин «кооперация» можно выразить как сотрудничество в составе определенно организованной группы (коллективе) людей, с целью достижения определенного результата. В экономической, социальной науках этот термин широко распространился благодаря возникновению объединений потребительской кооперации во второй половине ХIХ века.

Исторически кооперация, как объединение усилий людей, возникла с рождением человечества. С глубины веков и до наших дней, объединение усилий было продиктовано борьбой за выживание при добыче пищи, преодолении последствий природных стихий и внешних угроз.

Первичными формами таких объединений явились семья, род, племя, союзы племён и т.д. В географическом и историческом планах кооперация расширялась и совершенствовалась. Углубление и расширение и взаимное переплетение различных форм кооперационных связей способствовало прогрессу человеческой цивилизации (цивилизаций), являясь главной составной его частью.

Прочность и длительность союзов зависела не только от времени, сроков достижения их целей, но и от принципов их формирования, систем управления, моральных принципов. Самыми крепкими были союзы созданные на основе добровольной, осознанной воле их членов, а также инициированные возникновением общих угроз как природных, так и военных (защита от общих врагов). В последние тысячелетия дополнительным и особенно надежным скрепом стали общая вера народов в божества – религия и идеологии.

Кооперацию во все эти эпохи Л. Мечников характеризовал так: «Свободная кооперация могла существовать только в начальном родовом периоде, до появления союзов племен и особенно до возникновения государств. С их появлением возникла необходимость строжайшей концентрации усилий всех членов общества. Для этого необходим — «свирепый деспот, он что-то понимал, имел волю и заставлял остальных что-то делать грубой силой преодолевая малейшее сопротивление. Вся мировая история – это история постоянного нарастания (жажды (авт.) свободы человека. Подневольные союзы способны освоить лишь речную среду, чтобы осваивать средиземные моря, должны образоваться подчиненные, а вот для освоения океанов, необходимы союзы свободные. А начинается свобода с введением каст; после их образования никакому деспоту не под силу их отмена». (По всей видимости, в данном высказывании под свободой подразумевалась свобода от деспота.)

В чем состоит понятие прогресса? По Спенсеру: «Критерий общественного прогресса есть степень обеспечиваемого им антропологического благоденствия объединенных в данном обществе людей параллельного со степенью равномерного распределения этого благоденствия между членами». По Мечникову: «Прогресс – разумное, сознательное и свободное движение к общему благу».

Составляющие прогресса:

Первое составляющее прогресса (а значит и кооперации) — освоение окружающей среды. Живые организмы могут существовать только в среде, питающей их определенными видами энергии и питательными веществами, заключенными в соответствующей почве, влаге, воздухе, солнечной энергии, дающей тепло и свет для фотосинтеза. Для живых существ жизненно необходимыми являются пища, вода и тепло (кров) соответствующий различным климатическим условиям.

Самым благодатным для живого мира является климат тропиков и субтропиков, благодаря разнообразию растительного и животного мира, круглогодичного тепла. Удовлетворение в таком климате жизненных потребностей не требует весьма значительных человеческих усилий. Все необходимое для жизни создано природой (рай на земле). Народам, населяющим эти среды, необходимы только территории, борьба за которые среди них всегда существовала и происходит до сих пор.

Народам, заселяющим менее приспособленные к жизни территории, для удовлетворения жизненных нужд требуется преодолевать многочисленные трудности, проявлять не только физическую силу, но и смекалку, совершенствовать орудия труда и защиты, строить жилища, производить соответствующую климату одежду и т.д. Преодоление трудностей, постоянная борьба за выживание, на протяжении тысячелетий, вызывали потребность в объединении усилий, создании кооперативных связей, или иными словами, являлось двигателем прогресса (кооперации).

Вторая составляющая этого союза (прогресса) – разделение труда. Каждый человек наделен природными (данные Творцом) индивидуальными физическими и интеллектуальными способностями. Успех объединенных усилий зависит от эффективности использования этих способностей, так называемой синергии.

Одним из важнейших факторов прогресса явилось разделение труда на физический и умственный, появление письменности, позволяющей накапливать и сохранять информацию о достижениях прогресса для передачи ее последующим поколениям.

Разделение труда привело к необходимости обмена, а в дальнейшем и торговли, как ситуативной кооперации. Не даром торговлю еще называют двигателем прогресса.

Третье слагающее – способа управления созданными союзами. «Солидарность и кооперация — вот главное! … приспособиться к среде, и среду – приспособить к себе.» (Л.И. Мечников)

Общность людей зиждется на объективных законах. Если в материальной природе главными законами являются законы всемирного тяготения, сохранения энергии, то общества находятся по действием законов борьбы за выживание (сохранение) или всечеловеческого притяжения, общественная солидарность.

Л.И. Мечников — «Закон общественности, или кооперации, такой же мировой закон, как и пресловутая борьба за существование». Он сравнивает создание общности людей с «биологическим коллективированием единичных клеток человеческого организма». Таким образом, общность людей сравнивается с живым организмом. «Обществом следует считать не всякое сборище людей, а только такую группировку в которой … разделение труда является хотя бы в зачаточном состоянии.»

Для своего существования общество, как живой организм», обязано (вынуждено) иметь органы управления этим организмом.

Важную роль, по отношению к прогрессу, играют не только окружающая человечество земная среда, но и вселенская. Влияние вселенской среды на цивилизации во все исторические периоды было и остается огромными. Складывается впечатление, что высшие вселенские силы не только посылают сигналы, но и управляют поведением людей. С одной стороны, эти силы посылают человечеству испытания в виде природных катаклизмов (землетрясения, ураганы, наводнения, засухи, эпидемии и т.п.), с другой, наделяют человечество, начиная с семьи, рода, племени, нации, выдающимися личностями, мыслителями, обладающими феноменальными способностями, энциклопедическими знаниями и талантами позволяющими разгадывать законы природы, включая и понятия природы самого человека, его бытия и развития, даром предвидения.

Входе прогресса материального, рождается и развивается прогресс социальный, создаются и накапливаются нормы взаимного существования (нравственности, морали), культура поведения, обычаи и традиции. В конечном итоге создается генетическая память каждого народа, становясь Народной Мудростью. Именно этим и объясняется возникновение религий, как одного из факторов человеческой кооперации, накопленной веками народной мудрости, благословленной высшими Творцами.

Высшими формами кооперации людей на исторических этапах являются цивилизации. Понятие цивилизации П. Мужоль, отмечая сложность этого определения, считает, что оно охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком и всех изобретений. «Это понятие выражает также степень совершенства науки, искусства, и промышленной техники (материальная составляющая авт.), оно показывает данное состояние семейного и социального строя, и вообще всех существующих социальных учреждений (социальная). Наконец оно резюмирует состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности.»

Л.И. Мечников: «Мой идеал –сознательный работник, строящий свое благополучие в самом греховном и плотском смысле этого слова, но служащий такому же благополучию всех людей». «Объединять без насилия людей может только разумная доказательная причина». «Вся мировая история – это история постепенного нарастания свободы». И, «Для освоения речной и морской среды, должны образовываться подчиненные союзы, а вот для освоения океанов необходимы союзы свободные. А начинается свобода с введением каст, после их образования никакому деспоту не под силу их отмена».

Если попытаться выразить смысл свободных союзов, связанных с кастами современным языком, это может означать следующее: под кастами понимаются элиты (ранее – аристократы, олигархи), а под свободными союзами – союзы управляемые элитами. И последнее:

«Исторически эволюция – вот она – от низшего, начального способа кооперации, подневольных союзов, через подчиненные союзы к высшему способу кооперации к свободным союзам. Да. Да! Сначала деспотизм, рабство, тирания — потом олигархия, феодальное устройство, крепостничество, конкуренция, борьба классов, наконец – солидарная согласованность индивидуальных сил, свободные союзы свободных людей». (Л. Мечников)

Последняя цитата настолько обобщающая, что для анализа и характеристики современных цивилизаций, достаточно только добавить историческую необходимость и неизбежность становления, развития и краха предшествующих цивилизаций. Такой анализ позволяет определить место Российского государства как части какой-то или самостоятельной, отличной от других цивилизаций, степень ее зрелости и устойчивости. (? –к месту ли?).

Периоды рождения, расцвета и заката (краха) всех цивилизаций приблизительно одинаковы. Рожденная, как правило, сохраняет формы и достижения предыдущих цивилизаций, развивает их в пределах умственных, организационных и интеллектуальных способностей элит. Формы союзов или диктаторские, или подчиненные «кастам» развиваются до достижения ими предела (цели) возможного прогресса.

Закат цивилизаций начинается с застоя прогресса, начала стагнации, вызванных неспособностью элит обеспечивать дальнейшее развитие и пресыщением достигнутыми благами, потерей ими нравственных и моральных ориентиров. Крушение становится результатом внутренних противоречий и под воздействием внешних сил, готовых перенять эстафету дальнейшего возобновления прогресса. Иногда бывают и случаи регресса. (Развитие по спирали).

Рождающийся и развивающийся заимствует полезное от умирающих, вносит новое, используя свежие идеи, знания, достижения человечества.

Исторические этапы развития цивилизаций, их взаимосвязь с окружающей средой по методике Л.И. Мечникова рассмотрим в следующей статье «Цивилизация, как высшая форма кооперации»

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Иван Супрунюк

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также: x