Сегодня Вторник, 28th Июнь 2022

Экономика, финансы, управление, наука, технологии

Новое

Партнёры проекта

Свежие записи

К книге воспоминаний и всем последующим статьям

К книге воспоминаний и всем последующим статьям

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня, 31 октября 2015 года, я наконец-то начал то, о чем задумал давно, объявил об этом родным и близким, но приступить никак не мог – написать книгу на основе моих воспоминаний. Решение это возникло из-за желания сохранить для детей и близких память о своих предках, своей земле, ее истории и особенностях быта.

Больше всего, из истории нашего рода, деревни, в моей памяти сохранилось из рассказов моего деда. 

Дедушка Константин говорил, что по преданиям наша деревня Борова (теперешнее официальное название Боровое) трижды горела. А из незапамятных времен, чуть ли не со времен татаро-монгольского нашествия, дошло второе предание о том, что на месте нынешней деревни был город Ряхва. Я даже название книги для себя определил «А был ли город Ряхва?».

С этой целью я намеревался изучить архивные материалы районные, областных городов Ровно и Луцка, краеведческих музеев. В особенности я надеялся на помощь сына Виктора, который окончил исторический факультет Киевского государственного университета. За последние годы в стране произошли грандиозные изменения. Отец Григорий, не говоря о дедушке, не смог бы узнать нашу деревню, условия ее быта. Из шести братьев и сестер в селе осталось только двое. Многие близкие и дальние родственники разбрелись не только по территории бывшего СССР, но и оказались в дальнем зарубежье. А как изменилась любимая и обожаемая мною Украина после «майдана»? Я не могу не высказать свое мнение о происходящем, даже зная о том, что многие со мною не будут согласны.

Хотелось бы, чтобы любимые мною внуки и правнуки знали о своих генеалогических корнях, продолжали и развивали свое генеалогическое древо.

Первоначальный мой замысел был разделить материл по следующим разделам: предисловие, география, история, Иваново детство, мой жизненный путь. Учитывая то, что со сбором материалов я уже опоздал (время и обстановка да и мое состояние не позволяют это сделать) я постараюсь записать все то, что сохранилось в моей памяти. Если когда-нибудь эти воспоминания попадут на глаза моих односельчан, то пусть они поправят мои неточности.

О языке повествования.

По понятным причинам записи произвожу на русском, но предупреждаю, что русский у меня не всегда будет литературный. Во многих случаях не откажу себе в желании высказаться на родном для меня Боровском наречии. Это поможет показать колорит местного языка, наличии в нем польских, немецких не говоря о белорусских и русских словах. Происхождение многих слов в местном языке вообще для меня не объяснимо.

Немножко философии

Прежде чем записать (набрать в компьютере) текст, я много размышляю. Эти размышления помогают мне скоротать время при поездках в электричке, троллейбусе, прогулках с внуком Ваней, а то и во время ночных бдений (бессонницы).

В процессе этих размышлений возникают вопросы: кем я стал за свои 75 лет, чего достиг, мог ли достичь большего, что мешало и, наоборот, что помогало в жизни, чем я отличаюсь от своих братьев и сестер, в чем в моих достижениях заслуга лично моя, а в чем окружающих меня людей родных, близких или совсем мне чужих, а в чем воля судьбы? И, наконец, неожиданно возникает более глобальный вопрос: А ЧТО МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК ВООБЩЕ? НЕ ЖИВЕТ ЛИ ОН ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ЕМУ «КЕМ ТО» СЦЕНАРИЮ В КОТОРОМ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ВЫБОРА? Почему рождаясь на свет у каждого своя судьба, даже у близнецов?

С точки зрения религии перед Богом все люди равны. Но, оказывается, это равенство только в ответственности перед богом и в праве выбора решений и в поступках. В Библии приводится притча о талантах.  Суть ее в следующем: «Господин» наделил своих работников талантами. Одного пятью, второго тремя, а третьего одним». Получившие большее количество талантов со временем удвоили их, а получивший один, зарыл его. Значит господин заранее создал не равные условия для каждого из них. А если подразумевать под Господином Господа Бога, то можно сделать вывод о его несправедливости. Но так ли это? Можно ли при рождении ребенка определить какими талантами он наделен, что заложено в нем? Нет. Таланты проявляются постепенно. В одних случаях уже в раннем детстве и в большом разнообразии, в других более узком и со временем, а то и единственным, но очень ярким. Значит, что-то должно способствовать их проявлению и развитию.

С научной точки зрения различия между людьми объясняются их расовой и классовой принадлежностью, чертами характера. Психология определяет четыре основные типы характера: холерики и меланхолики, сангвиники и флегматики, каждый из которых делится еще на четыре подгруппы и так далее. Одни с рожденья степенные, спокойные, оптимисты, другие беспокойные, суетливые, всем и всегда недовольные, одни ведомые, другие ведущие, Одни стремящиеся к лидерству, другие к подчинению и т.д. и т.п. А еще добавляется наука генетика, в которой я просто ноль, но гены, оказывается, очень многое значат.

Короче. Я для себя определил, что каждый человек уникален, похож на многих и отличен от всех других хоть в чём-то. Есть более одаренные, есть менее одаренные, есть уникально одаренные. Есть более физически сильные, есть более слабые.

Если представить себе общину, род или другую более крупную общность людей (нацию, государство), то для меня она представляется конусообразной пирамидой, горой. В основе этой пирамиды находятся самые распространенные индивидуумы, без выдающихся способностей, но с крепкими и устойчивыми характерами.

Понятно, что чем выше человек находится в этой пирамиде, тем ярче его таланты, изобретательность, настойчивость, стремление подняться еще выше. Состояние в этой пирамиде не застывшее и окоченевшее, а в постоянном брожении и перемещении, как снизу в верх, так и сверху вниз. Главное, чтобы пирамида не перевернулась, сохраняла равновесие, имела то, что по законам физики называют основанием. Для устойчивости пирамиды основание должно быть более весомым и массивным, обладать корнями, впитывающими и снабжающими организм общности всеми необходимыми полезными веществами.

Основополагающей ячейкой любого общества является семья. Иерархия в семье вроде бы простая: матриархат или патриархат, а дальше по возрасту. Более сложная иерархия рода, племени, еще сложнее союза племен, государств, государственных объединений. Чем сложнее объединение, тем выше и объемнее пирамида и иерархия в нем.

А в чем же счастье конкретного человека? Найти свою нишу, которая его бы удовлетворяла. Оказаться в сильном племени, союзе племен, государстве, союзе государств, способных защитить интересы его членов вне зависимости от их иерархического положения. Но не все так просто. Вмешиваются во всю эту конструкцию еще понятия добра и зла.

Что же такое добро и зло? С точки зрения диалектического материализма – это единство и борьба противоположностей. Без добра нет зла и наоборот. С точки зрения религии посложнее.

Сотворив на пятый и шестой день на земле всякую живность и человека по образу и подобию своему мужчину и женщину, благословив их Бог сказал им плодитесь и размножайтесь. Но почему-то на седьмой день, почивая после трудов праведных сотворил рай и взял в него человека чтобы он возделывал и хранил сад в Эдеме. После этого сотворил из ребра Адама женщину. Одновременно Бог создал для них соблазн в виде древа познаний, запретив им пользоваться плодами этого древа. Змей уговорил Еву соблазнить Адама и вкусить яблоко с древа познаний. Так возник грех, после чего человек был изгнан из рая и превратился в смертного. Потомки их уже были изначально грешны, как зачатые во грехе. Через Моисея донес Господь заповеди свои, нарушение которых считалось грехом, а значит и злом. Из чего следует, что добро – все, что соответствует заповедям Господним, а зло – что вопреки им.

Еще одно. Бог создал своих помощников – ангелов, наделил их безграничными способностями и правами, для того, чтобы они помогали людям, простым грешникам. Но один из них стал настолько сильным, что решил вступить на борьбу с Господом – Антихрист. С тех пор в каждом человеке идет борьба между праведником и антихристом, между добром и злом. Антихрист предлагает человеку такие соблазны, что искушаясь ими простой человек может и не всегда понять, что он стал на путь зла – греха. То есть, в каждом человеке с рождения заложены способности делать добро и зло. Но как научиться различать добро и зло?  Я по себе чувствую, что в определенных ситуациях во мне находится минимум два Ивана. Например, соблазн выкурить сигарету, или другой подобный. Один Иван говорит: «Нельзя! Это вредно!», а другой «Да ладно. Ты только попробуй, увидишь, ничего с тобой плохого не произойдет». Иногда кажется, что появляется третий Иван и говорит «Да ладно, чего спорить. Делай так то!» За годы своей жизни, а жизнь это борьба добра и зла, я понял, что самая трудная для человека работа, это –борьба с самим собой.     

С рождения человек обречен на борьбу с подстерегающими его препятствиями, трудностями, невзгодами, соблазнами, болезнями. На первых порах преодолеть их помогают родители и близкие к ним люди. Они не только оберегают его от разных опасностей, но и учат как избегать их, или бороться с ними; помогают понять, что в жизни хорошо, а что плохо т.е. учат добру, отличать добро и зло. Внуку Ванечке немногим больше года, он знает еще мало слов, но я ему уже читаю В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Мне самому из детства запомнилось «Вырастет из сына свин, если сын свиненок».

Судьба новорожденного зависит не только от того в какой семье он родится по ее человеческим качествам и иерархическому положению в обществе, но и в какое время, в какой стране.

 В докапиталистические времена судьба крепостного крестьянина и его потомства была предопределена. В капиталистическом судьба потомков рабочего резко отличается от судеб потомков капиталистов, но при стечении определенных обстоятельств уже не так безысходная.     

Иерархические слои всякой общественной пирамиды различаются уровнем потребностей. Экономисты знают о законе возвышения (возрастания) потребностей. Есть различные теории, трактующие данный закон. Отличаются они классификацией потребностей. Самые необходимые потребности — это материальные (физиологические, биологические) без удовлетворения которых человек не может существовать. (Пища, вода, воздух, одежда). Следующая ступень социальные (духовные, потребности в защищенности). Некоторые экономисты выделяют еще группы: потребности в уважении окружающих, потребность в самореализации. Их можно еще разделить на возвышенные и низменные, первичные и вторичные.

В различные эпохи каждая из перечисленных групп потребностей имела разное содержание. С развитием цивилизации развивались (возвышались) и потребности всех слоев общества.

По уровню удовлетворения все потребности безграничны. Удовлетворенная потребность как бы уже и не существует, человек переключается на удовлетворение другой еще не удовлетворенной или более высокой ступени уже удовлетворенной. Так, приблизительно, происходит действие закона расширения потребностей.

У нижних слоях пирамиды преобладают материальные потребности, с незначительным уровнем духовных. Для человека состоятельного материальные потребности остаются как бы незаметными, а основная работа мозга занята социальными потребностями духовного порядка. Я бы особенно выделил потребность познания себя и окружающего мира вещей, процессов. У ребенка эта потребность очень заметна и проявляется через любопытство. Отсюда так важна роль родителей и близких помочь удовлетворить эту потребность, расширить круг предметов, явлений на которых сосредоточит внимание ребенок и оградить от тлетворных. Со временем он научится сам искать новое, неизведанное, станет находить способы удовлетворить эти желания.

Очень важна в жизни потребность владения чем-либо, а то и кем-либо. С ней тесно связана потребность в лидерстве, властности. Глубина и ширина таких потребностей связана с характерами людей. Ярко выражены они у людей с твердым характером, широкими амбициями, твердой волей. Такие индивидуумы находятся уже в верхних слоях пирамиды и являются, как теперь говорят, элитой того или иного общества, или общности.

Тема потребностей очень широка и бесконечна. Когда-то в (семидесятые годы во время учебы в аспирантуре) в сборнике научных статей Киевского университета была опубликована моя статья о законе расширения потребностей. Ну, а в данном случае думаю достаточно этих немногих штрихов, позволяющих понять, что место в пирамиде каждого человека определяется глубиной, шириной и степенью удовлетворения его потребностей. Скажи, чего ты больше всего хочешь и я скажу кто ты.

А как определить кто более счастлив в этой пирамиде? Я склонен к мнению, что счастлив тот, кто раскрыл свой природный потенциал (талант господаря), достиг определенного для себя уровня потребностей, или, занял в жизни свою нишу. Эта ниша может находится на любом уровне пирамиды.

Если говорить о себе, то я считаю себя вполне счастливым. Да, я не достиг больших высот в пирамиде, но и не оказался на дне, вполне удовлетворительно использовал свои данные от природы (господом) способности. Все это проходило в борьбе внутри себя, с внешними преградами, с помощью доброжелателей и наперекор пусть не врагов, но не совсем лояльных ко мне людей. Это моя оценка по ощущению, хотя хотелось бы чтобы было лучше, эффектнее. Те, кто поинтересуется моими соображениями и рассказами, сами дадут свою оценку.

Иван Супрунюк

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Иван Супрунюк

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте также: x